ГКУ ВО

"Ляховский детский дом"

Социальная квартира

 

 

     Как важно дать возможность воспитаннику самому окунуться в интересный круговорот под названием «бытовая жизнь»! Научиться самому выстраивать свою повседневную жизнь, планировать, распределять свободное время, думать об уюте и чистоте в доме. Нашим воспитанникам в этом помогает «Социальная (учебная) квартира".

      С марта 2013 года на базе детского дома функционирует социальная (учебная) квартира. В этом году у нас был юбилей -  5 лет. Социальная квартира  -  это возможность отработать социально – бытовые навыки в условиях отдельного проживания.  Проживая в социальной (учебной) квартире ребята могут почувствовать, как это жить самостоятельно и самому нести ответственность за себя, свои действия, свое жилье.

      На начало учебного года списочный состав жильцов состоял из 13 человек. Как всегда заселение началось с ежегодной процедуры оформления документации для проживания: написание заявления, заключения  договора, знакомства или повторения  правил техники безопасности, режима проживания в социальной квартире.  На каждого жильца был составлен индивидуальный ежедневный дневник наблюдений по трем разделам: самообслуживание, самоорганизация и саморегуляция. Оценивание производилось от 0 до 2 баллов педагогами-тьюторами совместно с детьми  и ставилась подпись жильца.

    В этом году было проведено  4 собрания, на которых выслушивали проблемы и пожелания ребят, обсуждали  нарушения дисциплины.

      Список воспитанников на проживание обсуждался в конце каждого месяца и был известен ребятам заранее. Все воспитанники, проживающие в социальной квартире, посещали кружки и мероприятия по режиму детского дома, самоподготовку старались выполнять в своих группах пораньше, чем остальные воспитанники, чтобы успеть  самостоятельно приготовить ужин.

     За год проживания ребята укрепили знания по бытовым навыкам, уходом  за личными вещами, освоили новый бытовой прибор -  мультиварку.

     Старались самостоятельно составлять  меню на целый день по выходным и на ужин в будние дни. Приготовление пищи осуществлялось воспитанниками самостоятельно из продуктов, полученных  на складе детского дома. Многим жильцам в начале  было сложно приготовить ужин из имеющихся продуктов. Поэтому в феврале было проведено тестирование по подбору продуктов для ужина и составления меню на три дня. По итогам можно сделать вывод, что многие из ребята не знают полезные и вредные продукты. С меню справились только 50% воспитанников.

       Из 13 участников тестирования:

  • 3 (23%) - считают полезным сладости и колбасы;

  • 2 (15%)– на обед съели бы копченое мясо;

  • 7 (54%)– для хорошего сна и отдыха на ночь хотят сосиску и жареную курицу;

  • 4 (37%)– считают, что весной полезно есть молочные продукты, вместо салатов из свежей зелени;

  • 12 (92%)- почти все, кроме Кристины (мясо) считают, что каждый день надо есть фрукты и овощи;

  • 5 (38%)– учитывают при составлении меню полезность приготовленного блюда, остальные ребята главным считают название блюда и наличие продуктов.

 

       С заданием по составлению ужина на три дня справились: 6 (46%) жильцов.

 

     Тьюторами неоднократно проводились беседы и практические занятия о том, как правильно должны храниться продукты в холодильнике. Где должны лежать овощи, фрукты, как правильно пользоваться специальными  предметами для хранения (масленка, пакет для лука и чеснока). Одной из больших  проблем у воспитанников было научиться разделывать курицу, подготовить мясо для формирования котлет и фрикаделек, пользоваться духовым шкафом. Хочется отметить Николая - единственный, кто с удовольствием готовил выпечку: пиццу, пироги.  Пробовали приготовить пиццу Илья и Даниил. Для первого раза получилось неплохо.

       С конца марта по апрель был проведен конкурс «Званый ужин», где приняли участие 11 жильцов. Оценивание проходило по 10 критериям: гостеприимство, внешний вид, уют и чистота, сервировка стола, вкусовые качества, полезность продуктов, эстетическое оформление блюд, оригинальность приготовления, техника безопасности, наличие меню. Оценки ставились от 0 до 3 баллов, жюри состояло из 3 человек. Все ребята отнеслись к конкурсу очень ответственно и серьезно. Было приготовлено много разнообразных, вкусных и полезных блюд. Обязательным было в меню: салат, горячее блюдо и чай. Но многие дети, несмотря на требования, вносили свои изменения: салат не готовили, не было меню.  Руслан с Валерой приготовили интересное блюдо - свинину под шубой. У всех чаи были витаминные.

      По итогам  конкурса «Званый ужин» 1 место заняла пара Эдик и Даниил, 2 место - Кристина и Алина,  3 место – Женя и Никита.

      По дневникам наблюдений: 1 место занял Коля, 2 место - Никита, 3 место - Руслан.

Молодцы,  ребята!

     На участке социальной квартиры в этом году были посажены следующие культуры:  картофель, кабачки, огурцы, свекла, морковь, зелень, капуста, помидор. Принимали участие Эдик, Илья, Саша и Коля.    

     Для воспитанников детского дома самостоятельное проживание в учебной (социальной) квартире -  большая школа жизни для будущего. Хочется надеяться, что все знания и умения ребята будут применять в своей взрослой жизни. Ну а тем ребятам, которым ещё предстоит жить в социальной квартире, хочется пожелать стремиться получить побольше знаний и  умений, быть самостоятельными.

 

    Отзывы жильцов о проживании в социальной квартире:

 

Таня: Люблю наводить порядок в квартире, готовить вкусности, лежать на диване и смотреть телевизор. Было спокойно. Научилась экономно расходовать продукты.

 

Руслан: Улучшил навыки гигиены, немного научился готовить, особенно мясо под шубой понравилось. Научился планировать личное время. Очень тяжело дается мне поддерживать порядок. Пожелания жильцам: убирать надо сразу за собой.

 

Эдик: Научился делать котлеты, управлять мясорубкой, готовить фарш, работать ножеточкой. Всегда был ответственным за огород.

 

Даниил: научился готовить, убираться, посуду мыть. Пожелания: приобрести кофеварку, новый диван, чтобы жили дружно, всему учились, как я.

 

Кристина: Очень нравилось самостоятельно проживать без сопровождения взрослых, готовить немного научилась, и все что связано с хозяйством, понравилось быть хозяйкой. Пожелания: чтобы всегда во время будильник срабатывал.

 

Александр: Плюсы самостоятельного проживания: не мешают воспитатели, живешь один, без окружающих ребят из группы, научился готовить. Не нравится двухъярусная кровать, не любил спать на 2 этаже. Пожелания: чтобы будильник звенел; побольше кулинарных книг, конкурсов для жильцов.

 

Алина: Осознала, как будет мне трудно жить при выпуске из детского дома, научилась пользоваться стиральной машинкой, электрической плитой, духовкой. Убиралась всегда под контролем. Минусов нет. Пожелания: желаю всем воспитанникам детского дома пожить  в социальной квартире.

 

Илья: Плюсы: можно поесть в любое время, научился готовить, нет контроля воспитателей. Пожелания: чтобы берегли имущество квартиры, технику бытовую, выключали при уходе электричество, плиту. Не смотреть долго телевизор, потому что утром тяжело вставать.

 

Никита: Научился готовить, мыть посуду за собой, убираться, заправлять кровать, так как живешь без контроля воспитателей. Квартира очень нужна для подготовки к самостоятельной жизни выпускникам. Пожелания: чтобы убирали за собой, берегли мебель, технику. Удачи им!

 

Женя: Можно обрести жизненный опыт в самостоятельном проживании,  выйдя во взрослую жизнь. Я научился готовить множество разных блюд, распоряжаться своим личным временем, следить за собой. Пожелания: чтобы не делали ошибок как мы, не были безответственными, прислушивались к советам взрослых.

 

Коля: Научился готовить. я старался всегда самостоятельно вставать по утрам, боялся проспать. Самое лучшее блюдо, которое я приготовил - это плов. У меня ещё есть время многому научиться во время проживании в социальной квартире.

 

       Все ребята отметили большим плюсом в   самостоятельном проживание то, что нет постоянного контроля со стороны педагогов и у них много самостоятельности.

 

Дата последнего обновления страницы 11.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»